ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН
Комсомольского СМО
Черноземельского района Республики Калмыкия
Аналитическая записка
ТОМ 1
Положение о территориальном планировании
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Общие сведения
1.1.Содержание и назначение генерального плана
1.2.Цели и задачи территориального планирования
1.3. Выводы комплексного градостроительного анализа
1.4. Основные проектные этапы
РАЗДЕЛ 2. Перечень мероприятий по территориальному планированию
2.1. Мероприятия по развитию планировочной структуры и основных функциональных зон для обеспечения размещения объектов капитального строительства
2.2. Мероприятия по развитию и размещению объектов жилищной сферы
2.3. Мероприятия по размещению объектов социальной сферы
2.4. Мероприятия по развитию производственно- хозяйственного комплекса
2.5. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры и связи
2.6. Мероприятия по развитию и размещению объектов инженерных сетей и сооружений
2.7. Мероприятия по санитарной очистке территории
2.8. Мероприятия по охране окружающей среды
2.9. Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ВВЕДЕНИЕ |
Генеральный план Комсомольского сельского муниципального образования Черноземельского района Республики Калмыкия разработан ООО «Финансовый и организационный консалтинг» по заказу Администрации в качестве документа, направленного на создание оптимальных условий устойчивого территориального и социально-экономического развития Комсомольского сельского муниципального образования до 2030 г.
Генеральный план Комсомольского сельского муниципального образования учитывает материалы Схемы территориального планирования Республики Калмыкия, конкретизируетстратегические решения, принятые в Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия. Он содержит практические предложения, направленные на достижение устойчивого развития, которое предполагает обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, повышение уровня жизни населения, а также рост инвестиционной привлекательности территории.
Состав генерального плана определен статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральные план поселения содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав муниципального образования;
4) карту функциональных зон муниципального образования.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Обоснования вариантов решения задач территориального планирования и предложений по территориальному планированию содержатся в «Материалах по обоснованию проекта генерального плана Комсомольского СМО Черноземельского района Республики Калмыкия».
При разработке Генерального плана Комсомольского сельского муниципального образования учитывался следующий перечень документов и проектов документов:
- Градостроительный кодекс РФ;
- Земельный кодекс РФ;
- Водный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
- Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»;
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях».
- СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- Закон Республики Калмыкия от 06.11.2001 № 138-II-з «Об административно-территориальном устройстве Республики Калмыкия»;
- Закон Республики Калмыкия от 25.12.2001 г. № 160–II-з «Об установлении границ Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия»;
- Закон Республики Калмыкия от 09.09.2003 г. «Об установлении границ Комсомольского сельского муниципального образования Республики Калмыкия»;
- Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 г., утвержденная Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 г. №465;
- Схема территориального планирования Республики Калмыкия, утвержденная Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25.04.2011 г. №106;
- Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы, утвержденная Решением 14 Сессии Собрания депутатов Комсомольского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 26 ноября 2010 г. №4.
Территориальное планирование – это планирование развития территории, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований, интересов граждан и их объединений.
Информационной базой при подготовке проекта генерального плана Комсомольского сельского муниципального образования Черноземельского района Республики Калмыкия явились материалы и отчеты федеральной службы государственной статистики РФ и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия; фондовые материалы отдельных органов государственного управления Республики Калмыкия, прочих организаций; министерств и ведомств Республики Калмыкия; данные, предоставленные администрацией Комсомольского сельского муниципального образования; результаты собственных исследований социально-экономического и экологического состояния окружающей среды территории.
В качестве базовой геоинформационной платформы использовался геоинформационный продукт MapInfo 8.0. Картографические и графические материалы схемы разработаны с использованием ГИС «MapInfo 8.0.», «ArcGIS», Erdas IMAGINE, Adobe Illustrator и Photoshop CS3. При анализе и уточнении картографической основы территории использовались космические снимки Landsat.
Основная цель территориального планирования – пространственная организация территории Комсомольского сельского муниципального образования, определение направлений развития экономики, инженерной, транспортной, социальной инфраструктур с целью обеспечения устойчивого развития в долгосрочной перспективе, формирования благоприятной среды жизнедеятельности, сохранения объектов исторического и культурного наследия, уникальных природных объектов для настоящего и будущего поколений, оптимизации использования земельных ресурсов.
Цели территориального планирования:
- на федеральном уровне – способствовать реализации федеральных задач, обеспечению взаимодействия интересов РФ, субъекта Федерации и муниципальных образований;
- на региональном уровне – обеспечить интеграцию муниципального образования в экономические, транспортные, инвестиционные связи Республики Калмыкия с целью привлечения капитала на территорию муниципального образования;
- на муниципальном уровне – использовать градостроительные решения для пополнения местного бюджета, создания реальных и эффективных условий для предотвращения демографического кризиса; обеспечивать сохранение площадей сельскохозяйственных земель; развивать товарно-экономические связи со смежными территориями других муниципальных образований.
В основе разработки Генерального плана муниципального образования лежит комплексный анализ ряда факторов, влияющих на развитие территории, таких как демографическая, экологическая, экономическая ситуация, инвестиционная деятельность и др. Разработанные мероприятия учитывают особенности и ограничительные факторы, влияющие на состав возможных отраслей и предприятий, на их размещение либо вообще на возможность их присутствия в данном поселении.
Задачи территориального планирования. Экономико-географические особенности поселения и текущая российская практика территориального планирования предполагают формулирование ряда дополнительных специфических задач развития территории, которые будут учитываться при разработке Генерального плана муниципального образования. Основными из них являются:
1. Ориентация на решение социально-демографических проблем, что предполагает стремление к повышению уровня и качества жизни населения через создание необходимых социальных, экономических и бытовых условий для полного и эффективного развития человеческого капитала:
- рост доходов населения путем стимулирования экономического развития;
- преодоление демографического кризиса путем снижения смертности, стимулирования рождаемости, увеличения продолжительности жизни, сохранения здоровья населения;
- повышение образовательного и культурного уровня жителей;
- формирование миграционной привлекательности поселения;
- улучшение жилищно-бытовых условий населения;
- приток квалифицированных кадров, в том числе в социальную сферу;
- появление новых производств и новых рабочих мест.
2. Стимулирование экономического и инфраструктурного развития через:
- рост объема промышленного производства;
- укрепление основной отрасли экономики сельского поселения – агропромышленного комплекса;
- формирование инвестиционной привлекательности, разработка и продвижение инвестиционных проектов, увеличение инвестиций в основной капитал;
- повышение конкурентоспособности производимой продукции и услуг;
- обновление основных фондов;
- усиление активности и роли малого и среднего бизнеса в экономике;
- увеличение обеспеченности территории транспортной инфраструктурой;
- расширение сети и улучшение качества коммунально-бытового обслуживания населения и субъектов хозяйственной деятельности;
- применение современных методов организации инженерных систем и транспортной инфраструктуры.
3. Реализация принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных, пространственных и экологических приоритетов развития территории.
4. Обеспечение системного подхода к реализации Генерального плана, т.е. учет и максимальное использование эффектов от взаимовлияния целей, наличия сопряженных результатов и мультипликативных выгод в реализации различных проектов, применение современных методов управления территорией.
5. Обеспечение преемственности программных документов, т.е. соответствие целям, задачам и содержанию федеральных и региональных документов, регламентирующим стратегическое, отраслевое и территориальное развитие.
Комплексный градостроительный анализ территории Комсомольского сельского муниципального образования выполнен с целью определения потенциала для дальнейшего развития и выявления проблемных планировочных ситуаций, требующих разрешения.
В процессе комплексной оценки проанализированы следующие факторы:
- экономико-географическое положение и факторы развития;
- природные условия и ресурсы;
- экологическая ситуация и охрана окружающей среды;
- демографическая ситуация, экономическая база развития, сферы занятости;
- историко-культурный потенциал;
- современное использование территории;
- состояние жилищного фонда и объектов обслуживания;
- планировочные ограничения – территории с нормированным градостроительным режимом использования (водоохранные зоны; особо охраняемые природные территории; зоны охраны объектов культурного наследия; санитарно-защитные зоны; округа санитарной охраны и др.);
- внутренние и внешние территориальные ресурсы;
- состояние транспортной и инженерной инфраструктур.
Комсомольское сельское муниципальное образование имеет достаточно высокий потенциал для активного экономического развития и качественного улучшения среды проживания населения. К положительным факторам, определяющим перспективы развития территории, относятся:
- относительно высокий природный потенциал территории, особенно для развития агропромышленного комплекса;
- выгодное транспортно-географическое положение в центре района, на автомобильной трассе федерального значения;
-высокая экономическая и социальная активность жителей поселения
- относительная благоприятная экологическая ситуация.
К основным проблемным факторам сложившейся среды относятся:
- высокий процент изношенности инженерной инфраструктуры;
- недостаточное развитие социальной инфраструктуры;
- значительное количество жилого фонда, требующего модернизации;
- сложное экологическое состояние.
Выводы комплексного градостроительного анализа территории являются основанием для планировочных решений генерального плана Комсомольского сельского поселения в части развития планировочной структуры; размещения жилищного строительства; зонирования территории; регламентов градостроительной деятельности и градостроительных мероприятий по основным функциональным зонам.
Область возможных сценариев развития муниципального образования может быть ограничена природными условиями и расположением территории, уровнями технологического и социально-экономического развития, возможностями использования ресурсного потенциала, сложившейся практикой управления и принятия решений. Принимая во внимание многофакторность процессов социально-экономического и пространственного развития, подверженного внешнему и внутреннему воздействию, целесообразно говорить о трех основных сценариях развития событий: оптимистическом, среднем и пессимистическом.
Рисунок 1. Расчет перспективной численности населения Комсомольского СМО к 2035 году
Расчетным сроком реализации генерального плана Комсомольского сельского муниципального образования является 15 лет, первая очередь реализации – 5 лет.
Пессимистический сценарий предполагает, что социально-экономическое развитие территории будет происходить без целенаправленных управленческих действий и выделения приоритетов развития. Основным ресурсом реализации сценария останется значительное субсидирование капитальных инвестиций в экономику и социальную сферу поселения. Базовым механизмом поддержки будет действующая в настоящее время практика межбюджетного выравнивания.
Сценарий предполагает дальнейшую аграрную специализацию, а именно – зерновое хозяйство молочно-мясное скотоводство. Произойдет незначительное усиление транспортно-транзитных функций. Развитие других отраслей будет тормозиться из-за недостаточно совершенного механизма частно-государственного партнерства, низкой инвестиционной привлекательности.
В сельском хозяйстве не произойдет технического перевооружения и реструктуризации. Все это не будет способствовать увеличению темпов экономического роста. Модернизация секторов социальных услуг – жилищно-коммунального хозяйства, образовательного, медицинского и других – будет проходить в недостаточном объеме. Продолжатся процессы депопуляции населения и оттока квалифицированных трудовых ресурсов. Мировой финансово-экономический кризис превратится в российских условиях в долгосрочную рецессию, и восстановление инвестиционной деятельности произойдет не ранее середины 2010-х гг.
Оптимистический сценарий предполагает значительные изменения в социально-экономическом и инфраструктурном развитии территории, а также в ее пространственной организации. Реализация такого сценария развития возможна лишь при условии улучшения инвестиционного климата, повышении конкурентоспособности местных производителей, повышении уровня жизни населения благодаря росту экономики в Республике Калмыкии и в России в целом. Данный сценарий предусматривает активное привлечение государственных и частных инвестиций, развитие частно-государсвенного партнерства. Основным приоритетом данного сценария является – повышение качества жизни населения, сохранение и увеличение численности населения стимулированием естественного и миграционного прироста.
В рамках сценария предполагается постепенный уход от сельскохозяйственной направленности агропромышленного комплекса, формирование полноценного агропромышленного кластера с расширением пищевой промышленности, созданием новых отраслей. Развитие малого и среднего бизнеса получит новые стимулы. Оптимизация систем расселения и межселенного обслуживания, стимулирование жилищного строительства, постепенное обновление изношенных коммуникаций повысят привлекательность проживания в поселении.
Инновационный (базовый) сценарий предполагает сочетание в себе отдельных элементов пессимистического и оптимистического сценария и выступает как наиболее реалистичный. Сценарий основан на оценке сложившейся в последние годы динамики социально-экономического и пространственного развития и ограниченности ресурсов.
В данном сценарии в экономике Комсомольского сельского муниципального образования создаются новые конкурентные преимущества. Сценарий исходит из гипотезы возможности реализации всего намеченного плана стратегических мероприятий в предельно благоприятных внешних и внутренних условиях – успешно формирующемся агропромышленном кластере, осуществляемой модернизации инфраструктуры и сектора услуг. Для этого варианта характерны максимальная численность населения за счет проведения активной демографической и миграционной политики, максимальная численность трудовых ресурсов. Средний вариант демографического прогноза выходит на увеличение численности населения поселения к 2032 году. Предприятия сельского хозяйства поселения органично войдут в агропромышленный комплекс Республики Калмыкии. Появятся новые производства продукции пищевой промышленности. Реализация намеченных проектов позволит создать новые рабочие места.
Для экологической ситуации будут характерны уменьшение выбросов в атмосферу в основном за счет сокращения выбросов от стационарных источников, снижение потребления воды, существенное снижение сброса загрязненных сточных вод, сокращение нарушенных земель, существенное снижение объемов накопления отходов производства и потребления.
Планировочная структура территории состоит из двух каркасов – природного и антропогенного. Природный каркас составляют неизмененные и слабоизмененные человеком территории. Основными структурообразующим элементом природного каркаса являются реки.
Антропогенный каркас формируется основными планировочными осями (транспортные пути и инженерные коммуникации), планировочными узлами/центрами (населенными пунктами) и прочими территориями антропогенного воздействия (площадки разработки полезных ископаемых, сезонной производственной деятельности (монтерские пункты) и т.п.).
Планировочные оси и центры могут быть основными и второстепенными, формирующимися и деградирующими.
На территории Комсомольского сельского муниципального образования антропогенный каркас преобладает над природным, особенно если учитывать освоенность сельскохозяйственных угодий.
Оценка размещения населения и системы расселения Комсомольского сельского муниципального образования показывает, что сложившаяся система расселения обеспечивает устойчивость поселений и опорного каркаса расселения, что позитивно влияет на пространственное развитие и организацию территории.
Роль центра районной системы расселения определяется обеспечением населения района услугами объектов и учреждений социальной инфраструктуры более высокого ранга и значения, чем в центрах муниципальных образований сельских поселений.
Функциональное зонирование, выполненное в генеральном плане, отображает современное использование территории муниципального образования.
Существующие функциональные зоны выделены на основе анализа современного использования территории, характера природопользования. Зоны приоритетного функционального использования выделены с учётом следующих факторов:
- фактического использования земли;
- положения элементов территории в общей пространственной системе;
- градостроительной ценности территорий;
-ограничений использования, определяемых различными природными и техногенными факторами (ООПТ, объекты культурного наследия, неблагоприятные природные условия, экологические факторы).
Границы функциональных зон устанавливаются на основе выявленных в процессе анализа территории участков, однородных по природным признакам и характеру хозяйственного использования.
В Генплане Комсомольского сельского муниципального образования выделены территориально-функциональные зоны (подзоны), для которых определены границы и площади соответствующего функционального назначения:
- жилые зоны;
- зона производственных предприятий;
- зоны инженерно-транспортной инфраструктуры
- зона земель водного фонда;
- зона земель сельскохозяйственного назначения;
- зона рекреационного назначения.
Жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового обслуживания населения, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей и иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В зонах жилой застройки допускается размещение объектов общественно-делового назначения и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения общественно-деловой застройки различного назначения. Кроме того, в общественно-деловых зонах допускается размещение гостиниц и иных подобных объектов, предназначенных для временного проживания граждан. В зоне многофункциональной общественно-деловой застройки также допускается размещение многоквартирной жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
Производственные зоны предназначены для размещения промышленных объектов различных классов вредности. В производственных зонах допускается размещение объектов транспортно-логистического, складского назначения и инженерной инфраструктуры, а также объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием данной зоны.
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур и объектов внешнего транспорта предназначены для размещения улично-дорожной сети дорог, объектов автомобильного транспорта, складов, объектов внешнего транспорта в соответствии с типами объектов, указанными в наименованиях зон. В зонах инженерной и транспортной инфраструктур допускается размещение общественно-деловых объектов, связанных с обслуживанием данной зоны.
Зоны сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения сельского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, размещения объектов сельскохозяйственного назначения. В составе зоны могут выделяться сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, земли занятые многолетними насаждениями (садами). В состав зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В зонах сельскохозяйственного использования допускается размещение объектов производственного назначения, а также объектов общественно-делового назначения и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
Рекреационные зоны предназначены для размещения объектов отдыха, туризма, санаторно-курортного лечения, занятий физической культурой и спортом. В рекреационных зонах допускается размещение зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (санитарно-защитного озеленения). В рекреационных зонах допускается размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов общественно-делового назначения, связанных с обслуживанием данной зоны.
Зоны специального назначения предназначены для размещения объектов специального назначения, размещение которых недопустимо на территории других функциональных зон, в том числе кладбищ, территорий складирования отходов потребления и т.п., а также военных и иных режимных объектов, в соответствии с типами объектов, указанными в наименованиях зон. В зонах специального назначения допускается размещение объектов общественно-делового назначения и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
Основой для социально-экономического развития территории, ее планировочной структуры является демографический прогноз. Настоящим генеральным планом при определении прогнозной численности населения были проработаны три варианта сценария: оптимистический, инновационный (базовый) и пессимистический. Они учитывают тенденции демографических и миграционных процессов за последние 5 лет. Как видно, по оптимистическому прогнозу численность населения будет увеличиваться, и к 2035 году достигнет примерно 6222 человек. По пессимистическому варианту она также будет увеличиваться и к 2035 году составить около 5446 человек. Дальнейшие проектные расчеты строятся на базовом (среднем) сценарии развития, по которому численность населения к 2035 году стабилизируется на уровне 5822 человек.
Таблица 1. Прогноз численности населения (пессимистический сценарий), чел.
Сценарии |
2011 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
2035 |
Пессимистический сценарий |
4907 |
4993 |
5103 |
5215 |
5329 |
5446 |
Оптимистический сценарий |
4907 |
5105 |
5364 |
5636 |
5922 |
6222 |
Базовый (средний) сценарий |
4907 |
5049 |
5232 |
5422 |
5618 |
5822 |
Таким образом, по трем вариантам демографического прогноза Комсомольское сельское муниципальное образование – это точка роста Черноземельского района.
В настоящее время система расселения Республики Калмыкия в целом и его муниципальных образований претерпевает значительные изменения: продолжается концентрация населения в крупных населенных пунктах, одновременно идет рост населения в зоне, максимально приближенной к районному центру. В то же время в населённых пунктах, удалённых от центра и не имеющих стабильной транспортной связи с ним, наблюдается значительный отток населения. Все это, вкупе с повсеместной естественной убылью населения, приводит к ухудшению ситуации в небольших населенных пунктах, в особенности в удаленных частях района. В связи с этим возможно реорганизация населенных пунктов, входящих в состав Комсомольского сельского муниципального образования, в которых проживает менее 10 чел.
Согласно ст.13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава 2 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г., №40, ст.3822, с изменениями на 7 мая 2009 г. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ), упразднение поселений с населением менее 100 человек на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях решается на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.
Жилищный фонд Комсомольского сельского муниципального образования образуют 1186 домов, общей площадью на 2010 г. – 81147 кв. м. Большая часть объема жилищного фонда принадлежит частным лицам – 78371 кв. м или 97% всего фонда. Степень износа большинства домов составляет от 10 до 30%. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2010 году находилось 115 семей.
Главными проблемами развития жилищного фонда Комсомольского сельского муниципального образования являются отсутствие качественного водоснабжения, недостаточная обеспеченность населения жильем и низкие темпы ввода нового жилья. В целях улучшения жилищных условий населения и увеличения объема ввода жилья к расчетному сроку необходимо произвести следующие мероприятия:
- капитальный ремонт многоквартирных домов;
- увеличение площади, выделенной под жилищное строительство;
- создать благоприятные условия для строительства нового и реконструкции старого жилья;
- увеличение темпов ввода нового жилья до 0,25 кв. м на человека;
- продолжить работу над исполнением целевых программ: «Обеспечение жильем молодых семей», «Социальное развитие села», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов»;
- обеспечить условия гражданам, проживающим в многоквартирных домах, необходимые для включения в «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства»;
- сформировать конкурентную среду и эффективную систему управления и обслуживания жилищного фонда;
- упорядочить тарифную политику, обеспечив при этом социальную защиту населения;
- внедрить энергосберегающие технологии в жилищно-коммунальное хозяйство.
Образование. Учреждения образовательного комплекса Комсомольского сельского муниципального образования имеют большой процент износа и нуждаются в материально-техническом улучшении базы образовательного комплекса. С целью повышения качества образовательных услуг планируется:
- строительство школы;
- строительство пристройки к Комсомольской гимназии.
Имеется необходимость строительство ДОУ в п. Комсомольский.
Здравоохранение. Для улучшения системы здравоохранения Комсомольского сельского муниципального образования необходимо:
- укрепление материально-технической базы врачебной амбулатории, совершенствование первичной медико-социальной помощи на основе амбулаторной обще-врачебной практики;
- повышение качества профосмотров, организация диспансеризации социально-незащищенных слоев населения;
- реализация целевых программ по профилактике заболеваний с высокой социальной значимостью (туберкулезом, вирусным гепатитом, дифтерией и других), в том числе и программ экстренной профилактики.
До 2035 года планируется:
- строительство больничного комплекса – п. Комсомольский;
- привлечение кадров (врача акушер-гинеколога, травматолога, рентгенолога, фтизиатра) в ЦРБ им. У. Душана.
Культура. Сфера культуры и искусства Комсомольского сельского муниципального образования представлена достаточной сетью учреждений. Для её совершенствования необходимо:
- улучшение условий развития культурно-досуговых учреждений;
- обеспечение сохранности и увеличение книжного фонда библиотек;
- капитальный ремонт поселковой библиотеки – п. Комсомольский;
- строительство краеведческого музея – п. Комсомольский;
- строительство памятника «Первая учительница»;
- ремонт сельского дома культуры.
Спорт. Для успешного развития физической культуры, широкого вовлечения людей в сферу физкультурно-спортивной деятельности необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение. Сфера физической культуры и спорта Комсомольском сельском муниципальном образовании находится в удовлетворительном состоянии. Однако есть ряд проблем. Имеющаяся материально-техническая база является отсталой в техническом отношении, не имеет необходимых площадей для организации работы с широкими слоями населения, не оснащена совершенным технологическим оборудованием и тренажерами. Отмечается также несоответствие нормативных показателей пропускной способности спортивного инвентаря и оборудования фактическим показателям. Существенна также и проблема обеспеченности специалистами по физической культуре и спорту. Недостаточно используются возможности средств массовой информации в работе по пропаганде ценностей физической культуры и спорта. Требуется также увеличение финансирования сферы в целях повышения обеспеченности населения спортивными объектами.
В связи с этим предлагается ряд мер для решения существующих проблем:
-строительство ФОКа;
- реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса «Лотос» – п. Комсомольский;
- строительство стадиона – п. Комсомольский;
- строительство ипподрома – п. Комсомольский;
- строительство игровых площадок.
Комсомольское сельское муниципальное образование специализируется, в первую очередь, на сельском хозяйстве. Сырьевой базой для развития промышленности, размещенной на его территории, является продукция сельского хозяйства и топливные полезные ископаемые.
Приоритет в развитии – это формирование обрабатывающей промышленности. Для увеличения роли промышленного производства, диверсификации экономики необходимо, во-первых, модернизировать существующие производства, а, во-вторых, запланировать строительство новых предприятий. При этом крайне важно развивать и новые для муниципального образования отрасли.
Основная цель, стоящая перед аграрным сектором, – восстановление, стабилизация и дальнейшее его динамичное и устойчивое развитие. Достижение этой цели должно сопровождаться решением ряда первостепенно важных задач, в числе которых следует выделить:
- максимальное обеспечение потребностей населения продуктами питания местного производства;
- укрепление позиций муниципального образования, исходя из его природно-ресурсного потенциала, на рынке сельскохозяйственной продукции;
- производство высококачественной, конкурентоспособной и экологически чистой продукции.
В целом основными направлениями развития аграрно-промышленного комплекса Комсомольского сельского муниципального образования являются:
- создание общих условий функционирования сельского хозяйства, поддержка почвенного плодородия, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами;
- осуществление научно обоснованной специализации земледелия с разработкой рациональной структуры посевных площадей при наиболее полном использовании всех сельхозугодий с ведением и освоением системы севооборотов;
- применение прогрессивных технологий заготовки и хранения кормов на основе использования современных кормоуборочных машин, специальных хранилищ, консервантов и укрывных материалов;
- обеспечение прекращения деградации пастбищ и снижения плодородия почв, повышения природоохранной роли кормовых культур и их рациональное размещение в системе севооборотов;
- развитие мелиорации земель, направленное на реконструкцию имеющихся площадей и ввода новых орошаемых земель;
- увеличение объемов производства в сфере животноводства;
- передача земель в аренду граждан для выращивания рентабельных культур (лук, бахчевые);
- определение предприятий, мини-цехов с экономическим потенциалом для эффективного развития производства на основе максимального использования имеющихся мощностей, современных технологий;
- развитие кооперации и агропромышленной интеграции;
- привлечение инвестиций для создания современных перерабатывающих мощностей с одновременным вложением средств в сопряженное сельскохозяйственное производство.
Приоритетными направлениями развития сельского хозяйства Комсомольского сельского муниципального образования являются:
- развитие мясного скотоводства;
- развитие товарного овцеводства.
Для развития животноводства целесообразна реализация следующих основных мероприятий:
- создание на базе имеющихся племрепродукторов новых мощностей по разведению и выращиванию овец курдючной породы;
- реконструкция имеющихся комплексов по откорму молодняка овец;
- обеспечение овцеводческих стоянок постоянным водоснабжением;
- создание племенной фермы по разведению калмыцкой породы крупного рогатого скота.
Развитие промышленности должно быть сконцентрировано на:
- переработке мяса;
- переработка овощей;
- переработки молока и производстве молочных продуктов;
- создании нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
Развитие пищевой промышленности будет всецело зависеть от уровня и темпов развития сельского хозяйства. Основной задачей при этом является обеспечение загрузки производственных мощностей предприятий.
Для развития пищевой промышленности необходимо проведение следующих основных мероприятий:
- строительство мини-мясоперерабатывающего комбината (мясокомбинат, хладобойня, холодильник) – п. Комсомольский;
- строительство цеха первичной переработки молока – СПК «им. Гагарина»;
- строительство молокозавода – п. Комсомольский;
- модернизация оборудования на действующих производствах хлебопечения;
- организация консервного производства – п. Комсомольский;
- строительство крытого рынка.
В рамках развития других отраслей промышленности необходимо:
- создание новой трубопроводной системы в рамках строительства Каспийского нефтегазохимического комплекса – п. Комсомольский.
Для развития малого и среднего предпринимательства необходимо:
- содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для поддержки начинающих субъектов предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и информационно-коммуникационных услуг на безвозмездной основе;
- снижение административных барьеров посредством создания общедоступных информационных систем в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие отраслевой и технологической диверсификации малого и среднего бизнеса, создание условий для освоения малым бизнесом новых рыночных ниш;
- расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и производственным ресурсам, развитие микрофинансирования и системы гарантийного обеспечения коммерческого кредитования;
- содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства;
- создание «придорожной инфраструктуры» вдоль существующих и проектируемых автодорог.
Транспорт. Относительно выгодное транспортно-географическое положение Комсомольского сельского муниципального образования определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ с точки зрения реализации транзитного потенциала.
Важная транспортная роль п. Комсомольский отражена в следующих мероприятиях, запланированных в Схеме территориального планирования Республики Калмыкия:
- строительство автомобильных дорог с твердым покрытием: п. Комсомольский – п. Ачинеры, п. Комсомольский – п. Кумской, п. Комсомольский – п. Сарул, участок дороги «Буденновск – п. Улан-Хол» от п. Комсомольский до п. Прикумский;
- строительство федеральной автомобильной дороги «Астрахань – Артезиан – Махачкала» через территорию Черноземельского района;
- строительство дороги республиканского значения «Комсомольский – Маныч» с выходом в Ставропольский край (направление на Будённовск);
- реконструкция автодороги «Яшкуль – Комсомольский» на участке Яшкуль – поворот на Сарул;
- строительство юго-восточного обхода – п. Комсомольский;
- строительство автодороги Комсомольский – Ачинеры (до 2015 года);
- строительство автодороги Комсомольский – Халтрын-Бор (до 2025 года);
- строительство вертолетной площадки.
Также крайне необходим ремонт внутрипоселковой улично-дорожной сети и капитальный ремонт автостанции.
Связь. В настоящее время состояние и развитие связи и телекоммуникаций является одним из основных факторов развития. В современных условиях связь является одной из наиболее перспективных, быстроразвивающихся базовых инфраструктурных отраслей, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. Для развития данной отрасли на территории муниципального образования планируется осуществление следующих мероприятий:
- строительство АТЭС в п. Комсомольский на 3 тыс. номеров, запланированное в Схеме территориального планирования Республики Калмыкия;
- строительство волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) на участках: г. Элиста – п. Яшкуль – п. Комсомольск – г. Лагань и с. Приютное – п. Ики-Бурул – Комсомольский, запланированное в Схеме территориального планирования Республики Калмыкия.
Развитие водоснабжения и водоотведения. Территория Комсомольского сельского муниципального образования крайне бедна собственными водными ресурсами, пригодными для хозяйственно-питьевого использования. Качество питьевой воды плохое. По санитарно-химическим показателям из 18 проб 17 не соответствуют гигиеническим нормативам, по микробиологическим – 10 из 16. В целом, водоснабжение по санитарно-химическим показателям не соответствует СанПину 2.1.31074-01, так как в воде превышено содержание хлоридов и отсутствуют многие микроэлементы, такие как йод, фтор и селен. Однако, в связи с дефицитом питьевой воды, вода, подаваемая из подземных источников признана условна пригодной для питьевых целей.
Обеспечение населения водой осуществляется несколькими межпоселенными водопроводами, мощностью 2,7 куб. м/сутки. Головной водозабор «Сладкий Артезиан», протяженностью 46,6 км, расположенный на территории Левокумского района Ставропольского края, был построен в 1960 г. и находится в аварийном состоянии. Фактическое водопотребление на 1 человека в сутки составляет 30 литров при норме 73 литра. С наступлением летнего периода дефицит водопотребления возрастает в 2 раза. Расход воды – 405 м3/сутки.
Протяженность водопроводных сетей в Комсомольском сельском муниципальном образовании составляет 63700 м, из них в замене нуждается 62550 м или 98% всех сетей. Общая протяженность водопроводной сети поселка Комсомольский – 17,6 км, в том числе нуждаются в замене 100%. Обеспеченность централизованным водоснабжением составляет 85%.
Горячего водоснабжения нет, системы очистки сточных вод нет, ливневых канализаций нет, канализационной сети нет.
Улучшение обеспечения населения п. Комсомольский водой питьевого качества в количестве, гарантирующим сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение надежной работы в санитарно-гигиеническом и техническом отношении систем питьевого водоснабжения с минимальными затратами времени, рациональное использование водных ресурсов является одной из главных задач социально-экономического развития района.
Для гарантированного качественного снабжения питьевой водой населения Комсомольского сельского муниципального поселения необходимо осуществить следующие мероприятия:
- реконструкция и расширение водозабора «Сладкий Артезиан» и замена магистрального водовода (47 км) до п. Комсомольский;
- капитальное строительство и увеличение мощности насосной станции первого и второго подъема, с установкой водоочистных сооружений;
- строительство, реконструкция и восстановление централизованных локальных систем водоснабжения, т.е. проведение работ по восстановлению старых водопроводных сетей сельских водопроводов;
- ремонт внутрипоселковой водопроводной сети;
- обустройство Артезианского источника;
- проведение разведочных работ с целью определения потенциальных возможностей артезианских источников;
- строительство промышленных установок по опреснению артезианских вод;
- строительство солнечных батарей на севере п. Комсомольский.
Реализацию этих мероприятий предполагается осуществить в рамках региональной программы «Обеспечение населения питьевой водой», утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 03.09.1999 г. № 168.
Развитие газо- и теплоснабжения. Основным источником газоснабжения Комсомольского сельского муниципального образования является природный газ, поставляемый по отводам от магистрального газопровода Астрахань – Северный Кавказ. В поселке Комсомольский расположена газораспределительная станция. Наряду с природным газом используется и сжиженный газ для индивидуально-бытовых целей населения и коммунально-бытовых нужд небольших предприятий и учреждений, в основном в населенных пунктах не обеспеченных сетевым природным газом.
Протяженность газораспределительных сетей в муниципальном образовании составляет 38400 м, из них 900 м сетей нуждаются в замене. Степень износа сетей составляет 2% и не представляет серьезной инфраструктурной угрозы.
Централизованным теплоснабжением обеспечивается только население поселка Комсомольский. При этом, в нем охвачено такими услугами лишь 14% жилищного фонда. Функционирует 1 источник теплоснабжения, с общей протяженностью сетей 8400 м. В замене нуждаются 700 м тепловых сетей. Степень износа составляет 83%.
Развитие системы теплоснабжения Комсомольского СМО должно быть направлено на повышение надежности и эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей, повышение качества жилищно-коммунальных услуг. В сложившейся ситуации это возможно только за счет децентрализации теплоснабжения (переход на автономное теплоснабжение) потребителей социально-бытовой и производственной сферы, в первую очередь, неблагополучных с точки зрения обеспечения их качественной тепловой энергией.
В связи с обозначенными проблемами необходимо провести консервацию имеющейся котельной и перевести объекты на автономное теплоснабжение.
Для полноценного функционирования газоснабжения в поселения планируется ряд мероприятий:
- осуществление электрохимической защиты всех существующих и вновь вводимых стальных газопроводов от коррозии;
- своевременная диагностика и совершенствование системы автоматизации и безопасности газоиспользующих агрегатов.
Развитие электроснабжения. Электроснабжение населенных пунктов Комсомольского сельского муниципального образования осуществляется посредством ЛЭП 110 кВ. В п. Комсомольский находится понижающая подстанция ПС-35 кВ. Уровень потерь в электрических сетях составляет около 40%. Состояние электрических сетей и подстанций в целом удовлетворительное. Однако, для приведения энергооборудования в соответствие с требованиями ПТЭ и ПЭУ необходим ремонт и реконструкция большей части оборудования.
Для обеспечения устойчивого электроснабжения населенных пунктов в муниципальном образовании требуется строительство новых или реконструкция существующих электросетей. Состояние ВЛ-0,4-10 кВ и ТП 10/0,4кВ в целом удовлетворительное, однако для приведения энергооборудования в соответствие с требованиями ПТЭ, ПУЭ необходимо выполнить капитальный ремонт данного оборудования, в том числе:
- По ВЛ-10кВ выполнить замену опор в количестве 33 шт., выполнить замену провода 3,0 км, замену изоляторов – 40 шт., замену траверс – 10 шт., кроме того необходимо выполнить выправку траверс — 21 шт., выправку опор – 35 шт., отремонтировать контур заземления на 10 опорах;
- по ВЛ-0,4 кВ выполнить замену опор в количестве 55 шт., выполнить замену провода 0,42 км, замену изоляторов – 137шт., замену траверс – 37 шт., кроме того необходимо выполнить выправку траверс – 99 шт., выправку опор – 137 шт., отремонтировать контур заземления на 60 опорах;
- по ТП10/0,4кВ выполнить замену проходных изоляторов 10 шт., замену РЛНД – 11шт., замену автоматов – 50 шт., замену рубильников – 7 шт., замену ПК-10 кВ – 80 шт., выполнить ремонт площадок обслуживания ТП 24 шт., отремонтировать двери низковольтного шкафа в количестве 9 шт., отремонтировать контур заземления на 24 шт., выполнить покраску и доливку маславТП10/0,4кВ.
На территории Комсомольского сельского муниципального образования имеется 1 санкционированная свалка общей площадью 3 га, расположенная в 1,5 км. На юг от п. Комсомольский. Несанкционированных свалок нет. Объем твердых бытовых отходов – 249 т/год, имеется 1 мусоровоз, 1 ассенизационная машина, 64 контейнера для мусора. Скотомогильник площадью 1 га, расположен в 800 м. на север от п. Комсомольский.
Необходимо осуществить следующие мероприятия:
- повсеместная ликвидация или рекультивация незаконных свалок бытовых и промышленных отходов;
- строительство полигона для утилизации и переработки твердых бытовых отходов;
- обустройство мусоросборных контейнерных площадок.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности.
На сегодняшний день на территории Комсомольского сельского муниципального образования сложилась относительно неблагоприятная экологическая ситуация. Наблюдается загрязнение воздуха, деградация почвенного покрова (особенно сельскохозяйственных угодий), опустынивание. В связи со сложившейся экологической ситуацией необходимо выполнить следующий перечень основных мероприятий:
- защита среды от экологически вредных веществ, поступающих с бытовыми отходами;
- контроль за состоянием воздуха;
- рекультивация свалок, мониторинг объектов по размещению и захоронению твердых и бытовых отходов;
- разработка проекта по сбору, переработке и утилизации твёрдых бытовых отходов;
- проведение мероприятий природоохранного и средозащитного назначения, обеспечивающих достижение нормативных параметров качества окружающей среды, как на рассматриваемой, так и на прилегающей территории;
- внедрение противоэрозионных мероприятий (лесомелиоративных, водорегулирующих);
- проведение детальной разработки пастбищеоборота, учитывающей специфику территории и поголовье стад, переоценку земель по использованию;
- запрещение выпаса по сырой почве;
- проведение мероприятий, направленных на сохранение гумуса в почвах (использование органических удобрений, выращивание почвовосстанавливающих культур, отказ от глубокой вспашки почвы, травосеяние, гидротехническая мелиорация, чередование культур, правильная обработка, обеспечивающая в почвах нормальные условия водно-воздушного и теплового режимов);
- организация постоянного и качественного мониторинга основных параметров окружающей среды;
- внедрение экологической образовательной программы для школьников.
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы опасны своей внезапностью, что требует от администрации муниципального образования и органов ГО и ЧС проводить мероприятия по спасению людей, животных, материальных ценностей и оказанию помощи пострадавшим в максимально короткие сроки в любых условиях погоды и времени года. При необходимости на пострадавших территориях может вводиться чрезвычайное положение.
В большинстве случаев первоочередными мерами обеспечения безопасности являются меры предупреждения аварии. В перспективе развития территории Комсомольского сельского муниципального образования предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) должно проводиться по следующим направлениям:
- мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- рациональное размещение производительных сил по территории с учетом природной и техногенной безопасности;
- предотвращение, в возможных пределах, некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
- предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
- разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
- подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- декларирование промышленной безопасности;
- лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
- информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Выбор планируемых для внедрения мер безопасности имеет следующие приоритеты:
- меры уменьшения вероятности возникновения инцидента;
- меры уменьшения вероятности перерастания инцидента в аварийную ситуацию.
2. Меры уменьшения тяжести последствий аварии, которые, в свою очередь, имеют следующие приоритеты:
- меры, предусматриваемые при проектировании опасного объекта;
- меры, касающиеся готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации последствий аварий.
При необходимости обоснования и оценки эффективности мер уменьшения риска рекомендуется придерживаться двух альтернативных целей их оптимизации:
- при заданных средствах обеспечить максимальное снижение риска эксплуатации опасного производственного объекта;
- обеспечить снижение риска до приемлемого уровня при минимальных затратах.
Для определения приоритетности выполнения мер по уменьшению риска в условиях заданных средств или ограниченности ресурсов следует:
- определить совокупность мер, которые могут быть реализованы при заданных объёмах финансирования;
- ранжировать эти меры по показателю «эффективность – затраты» обосновать и оценить эффективность предлагаемых мер.
Перечень мероприятий по созданию фонда защитных сооружений для защиты населения от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий (в соответствии со СниП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»)
Основным способом защиты населения от современных средств поражения является укрытие его в защитных сооружениях. С этой целью осуществляется планомерное накопление необходимого фонда защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий), которые должны использоваться для нужд народного хозяйства и обслуживания населения.
Защитные сооружения должны приводиться в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 ч, а на химически опасных объектах должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых.
Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий создается на территории этих предприятий или вблизи них, а для остального населения – в районах жилой застройки.
Проектирование защитных сооружений осуществляется в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений гражданской обороны и другими нормативными документами.
Создание фонда защитных сооружений осуществляется заблаговременно, в мирное время, путем:
- приспособления под защитные сооружения подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;
- приспособления под защитные сооружения вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;
- приспособления для защиты населения подземных горных выработок, пещер и других подземных полостей;
2) приспособления под защитные сооружения помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся защитных сооружений.
Убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений гражданской обороны.
Перечень мероприятий по предупреждению (снижению) последствий, защите населения и территорий при функционировании промышленных предприятий
В техногенной сфере работа по предупреждению аварий должна проводиться на конкретных объектах и производствах. Для этого необходимо предусмотреть общие научные, инженерно-конструкторские, технологические меры, служащие методической базой для предотвращения аварий. В качестве таких мер могут быть названы:
- совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования и эксплуатационной надежности систем, своевременное обновление основных фондов,
применение качественной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов, комплектующих изделий, использование квалифицированного персонала, создание и использование эффективных систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации и подавления аварийных ситуаций.
Работу по предотвращению аварий должны вести соответствующие технологические службы предприятий, их подразделения по технике безопасности.
Перечень мероприятий по предупреждению (снижению) последствий, в зонах химически опасных объектов:
- подготовка формирований;
- подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях дежурно-диспетчерских служб, персонала объектов и населения;
- создание запасов дегазирующих веществ;
- создание локальных систем оповещения.
Мероприятия по предупреждению (снижению) последствий, защите населения, сельскохозяйственных животных и растений в зонах взрыво- и пожароопасных объектов:
- проведение профилактических работ по проверке состояния технологического оборудования;
- подготовка формирований для проведения ремонтно-восстановительных работ, оказания медицинской помощи пострадавшим, эвакуации пострадавших;
- проведение тренировок персонала по предупреждению аварий и травматизма;
- выполнение условий промышленной безопасности объектов в соответствии с предписаниями органов Ростехнадзора;
- обеспечение пожарной безопасности объекта;
- проведение обследований (дефектоскопия) трубопроводов.
Перечень мероприятий по защите людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара:
- применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
- устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
- устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
- применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и строений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;
- применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;
- устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
- устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
- применение первичных средств пожаротушения;
- применение автоматических установок пожаротушения;
- организация деятельности подразделений пожарной охраны.
МЕРОПРИЯТИЕ |
2021 |
2036 |
2046 |
Инженерная инфраструктура |
|||
реконструкция и расширение водозабора «Сладкий Артезиан» и замена магистрального водовода (47 км) |
|||
капитальное строительство и увеличение мощности насосной станции первого и второго подъема, с установкой водоочистных сооружений |
|||
строительство, реконструкция и восстановление централизованных локальных систем водоснабжения |
|||
ремонт внутрипоселковой водопроводной сети |
|||
обустройство Артезианского источника |
|||
строительство промышленных установок по опреснению артезианских вод |
|||
осуществление электрохимической защиты всех существующих и вновь вводимых стальных газопроводов от коррозии |
|||
капитальный ремонт ВЛ-10кВ выполнить замену опор в количестве 33 шт., выполнить замену провода 3,0 км, замену изоляторов – 40 шт., замену траверс – 10 шт., кроме того необходимо выполнить выправку траверс — 21 шт., выправку опор – 35 шт., отремонтировать контур заземления на 10 опорах |
|||
капитальный ремонт ВЛ-0,4 кВ выполнить замену опор в количестве 55 шт., выполнить замену провода 0,42 км, замену изоляторов – 137шт., замену траверс – 37 шт., кроме того необходимо выполнить выправку траверс – 99 шт., выправку опор – 137 шт., отремонтировать контур заземления на 60 опорах |
|||
капитальный ремонт ТП10/0,4кВ выполнить замену проходных изоляторов 10 шт., замену РЛНД – 11шт., замену автоматов – 50 шт., замену рубильников – 7 шт., замену ПК-10 кВ – 80 шт., выполнить ремонт площадок обслуживания ТП 24 шт., отремонтировать двери низковольтного шкафа в количестве 9 шт., отремонтировать контур заземления на 24 шт., выполнить покраску и доливку маславТП10/0,4кВ |
|||
Строительство солнечных батарей на севере п. Комсомольский |
|||
Сельское хозяйство |
|||
реконструкция имеющихся комплексов по откорму молодняка овец |
|||
создание племенной фермы по разведению калмыцкой породы крупного рогатого скота |
|||
Пищевая промышленность |
|||
строительство мини-мясоперерабатывающего комбината (мясокомбинат, хладобойня, холодильник) |
|||
строительство цеха первичной переработки молока – СПК «им. Гагарина» |
|||
строительство молокозавода |
|||
организация консервного производства |
|||
строительство крытого рынка |
|||
создание новой трубопроводной системы в рамках строительства Каспийского нефтегазохимического комплекса |
|||
Социальная сфера |
|||
строительство школы |
|||
строительство пристройки к Комсомольской гимназии |
|||
строительство ДОУ |
|||
строительство больничного комплекса |
|||
капитальный ремонт поселковой библиотеки |
|||
строительство краеведческого музея |
|||
строительство памятника «Первая учительница»; |
|||
ремонт сельского дома культуры |
|||
строительство ФОКа |
|||
реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса «Лотос» |
|||
строительство стадиона |
|||
строительство ипподрома |
|||
строительство игровых площадок |
|||
|
|||
строительство автомобильных дорог с твердым покрытием: п. Комсомольский – п. Ачинеры, п. Комсомольский – п. Кумской, п. Комсомольский – п. Сарул, участок дороги «Буденновск – п. Улан-Хол» от п. Комсомольский до п. Прикумский |
|||
строительство федеральной автомобильной дороги «Астрахань – Артезиан – Махачкала» через территорию Черноземельского района |
|||
строительство дороги республиканского значения «Комсомольский – Маныч» с выходом в Ставропольский край (направление на Будённовск); |
|||
реконструкция автодороги «Яшкуль – Комсомольский» на участке Яшкуль – поворот на Сарул |
|||
строительство юго-восточного обхода |
|||
строительство автодороги Комсомольский – Ачинеры |
|||
строительство автодороги Комсомольский – Халтрын-Бор |
|||
ремонт внутрипоселковой улично-дорожной сети и капитальный ремонт автостанции |
|||
строительство вертолетной площадки |
|||
Связь |
|||
строительство АТЭС |
|||
строительство волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) на участках: г. Элиста – п. Яшкуль – п. Комсомольск – г. Лагань и с. Приютное – п. Ики-Бурул – Комсомольский |
|||
Санитарная очистка и благоустройство |
|||
повсеместная ликвидация или рекультивация незаконных свалок бытовых и промышленных отходов |
|||
строительство полигона для утилизации и переработки твердых бытовых отходов |
|||
обустройство мусоросборных контейнерных площадок |
|||
Охрана окружающей среды |
|||
рекультивация свалок, мониторинг объектов по размещению и захоронению твердых и бытовых отходов |
|||
ЧС |
|||
устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры |
|||
применение автоматических установок пожаротушения
|
|